1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует особенности организации и
проведения оценки индивидуального развития воспитанников,
обучающихся по основной общеобразовательной программе
дошкольного образования (далее – программа) в группах
общеразвивающей направленности МДОУ «Детский сад «Левушка»
(далее – организация).
1.2. Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках
педагогической диагностики и/или психологической диагностики
развития детей.
1.3. Целью проведения оценки индивидуального развития воспитанников
является повышение эффективности сопровождения воспитанников, в
том числе их психологического сопровождения, при реализации
программы.
2. Порядок проведения педагогической диагностики детей
2.1. Педагогическая
диагностика
представляет
собой
оценку
индивидуального развития воспитанников.
2.2. Педагогическая диагностика воспитанника проводится педагогическим
работником, непосредственно обеспечивающим развитие воспитанника
в одной или нескольких образовательных областях (далее – педагогдиагност).
2.3. Педагог-диагност проводит педагогическую диагностики воспитанника
лишь в той (тех) области(ях) в которой(ых) он лично обеспечивает его
развитие.
2.4. Педагогическая диагностика проводится педагогом-диагностом по
собственной инициативе или по запросу родителей (законных
представителей) воспитанников.
2.5. Привлечение к проведению диагностики в отдельной образовательной
области педагогических работников, не сопровождающих детей в
данной области в рамках реализации программы (далее – консультант),
допускается исключительно с целью консультативной и/или
методической поддержки педагога-диагноста. Основанием для
привлечения консультанта к проведению диагностики является
обращение педагога-диагноста, обусловленное его недостаточной
квалификацией для проведения педагогической диагностики.
2.6. Сроки инициативного проведения педагогической диагностики
устанавливаются педагогом-диагностом самостоятельно.
2.7. Проведение педагогической диагностики по запросу родителей
(законных представителей) воспитанника осуществляется с целью
ознакомления их с особенностями развития и способностями
воспитанника, в случае отсутствия на момент запроса актуальных
результатов диагностики.
2.8. Инструменты проводимой педагогической диагностики определяются
настоящим Положением.
2.9. Формы, методы проводимой педагогической диагностики определяются
педагогом-диагностом, проводящим диагностику самостоятельно с
учетом возраста детей и наблюдаемых особенностей его развития.
2.10.На основании результатов педагогической диагностики педагогдиагност:
1) Оценивает эффективность своих педагогических действий в
отношении конкретного воспитанника и планирует необходимые
изменения в своей деятельности, направленные на обеспечение
оптимального развития воспитанника с учетом целевых ориентиров,
предусмотренных реализуемой программой.
2) Разрабатывает
рекомендации
для
родителей
(законных
представителей) воспитанников по поддержке развития воспитанников
в домашних условия.
3)Подготавливает предложения для прочих педагогических работников,
сопровождающих воспитанника в рамках реализуемой программы.
2.11. Результаты педагогической диагностики, полученные педагогомдиагностом, не подлежат распространению за исключением случаев,
предусмотренных пунктами 2) и 3) настоящего Положения.
2.12. Передача результатов, в том числе промежуточных
(включая
необработанные анкеты, конспекты и т.д.) педагогом-диагностом
лицам, не предусмотренным пунктами 2) и 3) настоящего Положения,
в том числе руководству организации, является актом, приводящим к
конфликту интересов педагогического работника.
3. Организация проведения педагогической
индивидуального развития)
диагностики
(оценки
3.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития)
осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми
образовательной программы.
3.2. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития)
осуществляется в течение времени пребывания ребенка в Учреждении
(с 7.15 до 17.15, исключая время, отведенное на сон).
3.3. Методологическая основа педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития) в Учреждении обеспечивается при помощи
методики:
3.4.
4.
- Антология дошкольного образования А.Г. Асмолов, В.К. Загвозкин,
И.Е. Федосова - М: Издательство «Национальное образование», 2017
Карты развития детей от 0 до 3 лет – М: Издательство
«Национальное образование», 2017 Приложение 1
Карты развития детей от 3 до 7 лет – М: Издательство
«Национальное образование», 2017 Приложение 2
-Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. Т.И.
Бабаева, З.А. Михайлова и др. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2010.
- Педагогические наблюдения Л.В. Михайлова-Свирская. Издательство
«Просвещение» Москва 2016.
Педагогическая диагностика результатов качества освоения ООП
дополняется диагностическими заданиями по образовательным
областям и оценки формирования предпосылок УУД.
Итоговая оценка достижений выпускников, связанная с оценкой
уровня
освоения
образовательной
программы
дошкольного
образования на основе целевых ориентиров, не проводится.
Порядок проведения психологической диагностики развития детей
4.1. Психологическая диагностика представляет собой выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей.
4.2. Психологическая диагностика проводится квалифицированными
специалистами (педагогами-психологами или психологами или
психолого-медико-педагогическим консилиумом) МОУ ДО «ППМСцентр МО Алапаевское» по запросу родителей (законных
представителей) детей. На основании возникшей необходимости
принятия решения о потребности воспитанника в специальном
психологическом
сопровождении
и/или
проведении
квалифицированной коррекции его развития по инициативе
педагогического работника, сопровождающего воспитанника при
реализации программы, с письменного согласия родителя (законного
представителя) воспитанника. Приложение 3
4.3. Результаты
педагогической
диагностики
квалифицированными
специалистами
(педагогами-психологами
и/или
психологами)
используются для решения задач психологического сопровождения и
проведения квалифицированной коррекции развития детей.
5. Контроль
5.1.
Контроль
проведения
педагогической
диагностики
(оценки
индивидуального развития) осуществляется заместителем заведующей
по ВМР посредством следующих форм:
- проведение ежедневного текущего контроля;
- организацию тематического контроля;
- проведение оперативного контроля;
- посещение занятий, организацию режимных моментов и других видов
деятельности;
- проверку документации.
6. Отчетность
6.1. Воспитатели всех возрастных групп, педагоги в конце года сдают
результаты в проведения педагогических наблюдений и исследований
% соотношении с выводами заместителю заведующей по ВМР,
который осуществляет сравнительный анализ педагогической
диагностики, делает вывод, определяет рекомендации педагогическому
проектированию и вносит итоги в ежегодный Отчет о результатах
самообследования.
7. Документация
7.1.
7.2.
7.3.
Материал педагогической диагностики, пособия для определения
уровня индивидуального развития детей раннего и дошкольного
возраста образовательных стандартов хранятся в методическом
кабинете. Обновляется по мере необходимости.
Результаты
педагогических
наблюдений
за
уровнем
индивидуального развития детей оформляются в индивидуальную
карту «Траектория индивидуального развития ребенка» и хранятся
у педагогов. Приложение 4
Материал педагогической диагностики с выводами для
определения целевых ориентиров хранятся в методическом
кабинете
Приложение 1
Карты развития для детей от 3 до 7 лет
Шаги развития
С
С1
С2
годы
месяцы
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Эмоционально-личностная сфера
С1.1 Говорит о себе в первом лице – «я»
С1.2. Рассказывает о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол, цвет глаз
и т.п.
С1.3. Четко формулирует свои желания, интересы
С1.4. Сопереживает героям сказок, рассказов, мультфильмов
С1.5. Проявляет сочувствие к другим (пытается успокоить, если кто-то
огорчен)
С1.6. Определяет и выражает словами чувства другого ребенка («Аня
боится»)
С1.7. Проявляет чувства стыда
С1.8. Проявляет чувство гордости (сделал что-то лучше всех)
С1.9. Осознает и может назвать причины своих чувств («Я радуюсь,
потому что…»)
С1.10. Понимает причины основных эмоций
С1.11. Проявляет чувство вины, если кого-то обидел, и может
попросить прощения
С1.12. Способен давать оценку плохому или хорошему поступку
другого ребенка
С1.13. Контролирует свои эмоции (гнев, радость)
С1.14. Стремиться действовать самостоятельно без помощи взрослого
С1.15. Стремится подражать действиям взрослого
С1.16. Выполняет просьбу\задание взрослого без контроля с его
стороны
С1.17. Выполняет определённые действия без напоминания
взрослого(моет руки перед едой)
С1.18.Проявлет настойчивость в достижении результата своих
действий
С1.19. Способен возобновлять прерванные действия
С1.20. Способен сохранять внимание во время занятий
С1.21. Проявляет мотивацию к успеху
С1.22. Переживает неудачу, проигрыш, поражение
С1.23. Может формулировать цель своих действий и фиксировать
результат
С1.24. Проявляет способность к принятию собственных решений
С1.25. Проявляет способность к внутреннему контролю за своим
поведением
С1.26. Самостоятельно выбирает для себя род занятий
С1.27. Проявляет старательность при выполнении работы
С1.28.Проявляет способность к самооценки
С1.29.Проявляет стремление быть примером для других
Сфера коммуникации
С2.1. Проявляет инициативу в установлении контакта со сверстниками
С2.2. наблюдает за действиями сверстников и подражает им
С2.3. Выделяет среди сверстников тех, с кем ему больше всего нравится
общаться, играть
С2.4. Делиться с другими детьми игрушками, угощеньем
С2.5. Активно включается в игру с другими детьми
С2.6. Инициирует взаимодействие со сверстниками («Давай играть,
в…!», «Давай делать!»)
С2.7. Соблюдает правила игры/очередь
С2.8. Берет на себя определенную роль в иргу, может соблюдать
ролевое соподчинение
С2.9. Проявляет готовность оказать помощь
С2.10. Проявляет общительность, легко вступает в разговор с
незнакомыми людьми
С2.11. Проявляет способность взаимодействовать со взрослыми в
совместной деятельности
С2.12. Проявляет способность встраиваться в совместную деятельность
с другими детьми, работать в группе
С2.13. Подчиняется правилам и нормам социального поведения
С2.14. Проявляет инициативу и самостоятельность в процессе
деятельности
Возраст
3
36
От 3 до 4 лет
От 4 до 5 лет
От 5 до 6 лет
От 6 до 7 лет
36
40
43
46
49
52
55
58
61
64
67
70
73
76
79
82
38
41
44
47
50
53
56
59
62
65
68
71
74
77
80
83
39
42
45
48
51
54
57
60
63
66
69
72
75
75
81
84
Шаги развития
годы
месяцы
С2.15. Поддерживает устойчивые дружеские связи с другими детьми
С3
С2.16. Проявляет способность критиковать/хвалить сверстников
С2.17. Проявляет способность радоваться успехами других
С2.18. Проявляет способность находить компромисс и
разрешать конфликты, соблюдая правила этики
Сфера жизненной практики
С3.1. Самостоятельно пользуется горшком
С3.2. Контролирует мочевой пузырь
С3.3. Контролирует кишечник
С3.4. Знает и называет части тела
С3.5. Различает правую и левую руку
С3.6. Ест и пьет самостоятельно
С3.7. Правильно пользуется ложкой
С3.8. Обслуживает себя за столом (кладет сахар в чай, сыр на хлеб)
С3.9. Правильно пользуется вилкой и ложкой
С3.10. Самостоятельно моет руки, умывается, чистит зубы, пользуется
полотенцем
С3.11. Пользуется расческой и носовым платком
С3.12. Расстегивает и застегивает пуговицы/молнию/липучки
С3.13. Раздевается и одевается самостоятельно
С3.14. Аккуратно складывает и убирает свою одежду
С3.15. Самостоятельно завязывает шнурки
П
С3.16. Самостоятельно моет чашку, блюдце, тарелку, ложки
С3.17. Может вытирать пыль, подметать пол
С3.18. Убирает за собой игрушки, поддерживает порядок в помещении
группы
С3.19. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место
С3.20. Самостоятельно ухаживает за растениями и животными уголка
природы
С3.21. Ориентируется в помещении и на территории детского сада
С3.22. Знает основные правила безопасного поведения и соблюдает их
С3.23. Знает функцию светофора и понимает значение его сигналов
С3.24. Знает некоторые дорожные знаки («Пешеходный переход»,
«Осторожно, дети!»)
С3.25. Знает основные правила дорожного движения для пешеходов и
велосипедистов
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
П1. Подбирает из ряда картинок с изображением предметов две
одинаковые/похожие
П2. Находить различия между изображениями на картинках
П3. Запоминает и рассказывает, что изображено на картинки
П4. Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам,
рассуждает
П5. Проявляет интерес к новым предметам, пытается установить их
назначение и принцип действия
П6. Различает понятия «много» - «мало», «один» - «много»
П7. Проводит сравнения «больше», «меньше», «одинаково»
П8. Проводит сравнения (длиннее – короче, толще – тоньше, шире –
уже, быстрее – медленнее)
П9. Различает все основные цвета, сортирует предметы по цвету
П10. Различает тактильные свойства предметов (мягкий, холодный,
сухой, колючий)
П11. Распознает геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и
формы (куб, шар)
П12. Экспериментирует с предметами (бьется – не бьется, тонет – не
тонет)
П13. Различает материалы, из которых изготовлены предметы
(деревянный, бумажный, металлический, стеклянный)
П14. Сортирует предметы по категориям (фрукты, посуда, и т.п.)
П15. Классифицирует предметы одновременно по нескольким
признакам
П16. Способен выделить «лишний» предмет из множества
П17. Сравнивает вес предметов (легче – тяжелее)
П18. Определяет и называет признаки, назначение и количество (в
пределах 5 предметов)
Возраст
3
3
6
От 3 до 4 лет
От 4 до 5 лет
От 5 до 6 лет
От 6 до 7 лет
36
40
43
46
49
52
55
58
61
64
67
70
73
76
79
82
38
41
44
47
50
53
56
59
62
65
68
71
74
77
80
83
39
42
45
48
51
54
57
60
63
66
69
72
75
75
81
84
П19. Определяет пространственное положение предметов (сверхуснизу, впереди-сзади, справа-слева)
П20. Распознает геометрические фигуры (ромб, овал)
П21. Знает свойства геометрических фигур (количество углов,
равенство сторон)
П22.Пользуется измерительными инструментами (весами, линейкой,
термометром, секундомером)
Шаги развития
годы
месяцы
П23. Знает понятие «половина»/ «половинка»
П24. Способен выделить два или три предмета из множества (взять два
или три орешка)
П25. Устанавливает количественные связи (может раздать каждому в
группе по две конфеты)
П26. Считает до 5
П27. Знает количественный состав числа 5 (1,1,1,1,1)
П28. Понимает значение целого и его частей
П29. Знает порядковый счет в пределах 10
П30. Может соотносить количество предметов и числа в пределах 10
П31. Составляет предметные множества в пределах 10 (2 фишки и 3
фишки – вместе будет 5 фишек)
П32. Раскладывает предметные множества в пределах 10 (7 фишек
можно разделить на 4 и 3 фишки)
П33. Знает изображение цифр
П34. Применяет счет в повседневной жизни, игре
П35. Обнаруживает постоянство или изменение количества (было –
стало)
П36. Решает простые задачи на сложение и вычитание
П37. Понимает запись простых математических последовательностей
(от меньшего числа к большему или наоборот)
П38. Понимает смысл числа как символа для выражения количества,
длины, веса и т.п.
П39. Может считать группы предметов (1 пара, 2 пары)
П40. Знает порядковый счет в пределах 20
П41. Знает названия времен года и главные различия между ними
П42. Понимает ход времени в распорядке дня (утро-день-вечер-ночь)
П43. Знает и применяет понятия, структурирующие время (вчерасегодня-завтра)
П44. Знает последовательность времен года и сезонные изменения
(набухли почки, отцвели цветы, начался листопад)
П45. Может описать особенности природы и жизни людей в разные
времена года
П46. Знает чередование месяцев в году
П47. Знает дни недели и их последовательность
П48. Пользуется календарем
П49. Пользуется часами
П50. Использует понятия «сначала», «потом», «до», «после», «раньше»,
«позже», «одновременно»
П51. Узнает и называет некоторые цветы (3-5) и деревья (3-5)
П52. Узнает и называет некоторых животных (5-7)
П53. Различает отдельные явления природы (снег, град, дождь, ветер,
туман)
П54. Различает диких и домашних животных
П55. Узнает и называет некоторых насекомых и птиц
П56. Правильно называет детенышей некоторых животных
П57. Знает особенности некоторых природных материалов: вода
(прозрачная, льется), камень (твердый, тяжелый), песка(желтый,
рассыпается)
П58. Знает, различает овощи, фрукты, ягоды
П59. Знает опасные явления природы (гроза, ураган, шторм,
наводнение)
П60. Классифицирует растения (деревья, цветы) и животных (рыбы,
птицы, звери, домашние животные)
П61.Рзаличает агрегатные состояния вещества (жидкость, твердое тело,
газ/пар)
П62.Знает о существовании круговорота воды в природе, может его
описать
П63. Знает основные элементы погоды, может ее описать
П64. Знает некоторые физические явления (магнетизм, сила тяжести)
П65.Знает основные названия животных и растений России
П66. Знает и различает по виду основные грибы (белый гриб, лисичка,
мухомор)
П67. Знает понятие пищевых цепочек и может классифицировать
Возраст
3
3
6
От 3 до 4 лет
От 4 до 5 лет
От 5 до 6 лет
От 6 до 7 лет
36
40
43
46
49
52
55
58
61
64
67
70
73
76
79
82
38
41
44
47
50
53
56
59
62
65
68
71
74
77
80
83
39
42
45
48
51
54
57
60
63
66
69
72
75
75
81
84
некоторых животных (травоядные, хищники)
П68. Знает основные природные закономерности на Земле (жаркий и
холодный пояса)
П69. Знает о существовании и особенностях людей разных рас
Шаги развития
Р
годы
месяцы
П70. Проявляет интерес к техническим игрушкам (различным
машинам, роботам), умеет ими пользоваться
П71. Может пользоваться простыми инструментами (молотком,
отверткой, ножницами)
П72. Знает названия основных средств транспорта
П73. Знает назначение некоторых технических средств (связи,
бытовой, строительной, сельскохозяйственной техники)
П74. Пользуется стационарным/мобильным телефоном
П75. Пользуется компьютером
П76. Знает название своего города/поселка/села
П77. Знает название улицы, на которой живет
П78. Знает название столицы России
П79. Знает имена, отчества и фамилии членов своей семьи
П80. Знает и называет некоторые профессии, в т.ч. профессии своих
родителей
П81. Знает основные праздники, которые отмечаются в России
П82. Знает главные достопримечательности своего горда/села
П83. Знает флаг, герб, гимн России
П84. Знает названия крупных городов России (не менее 3)
П85. Знает название крупных природных объектов России (рек, озер,
гор, морей)
П86.Знает некоторые национальные обычаи и традиции своего народа
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Р1. Заменяет/сопровождает некоторые свои действия словами
Р2. Говорит о том, что видит на картинке
Р3. Говорит целыми предложениями из 3-5 слов
Р4. Самостоятельно строит рассказ о каком-либо событии
Р5. Способен логично продолжить начатый рассказ
Р6. Задает вопросы (в т.ч. основной вопрос – «Почему?»)
Р7. Понимает заданные вопросы и отвечает на них
Р8. Строит сложные предложения
Р9. Правильно употребляет имена прилагательные и местоимения
Р10. Правильно употребляет множественное число
Р11. Пытается объяснить наблюдаемые явления и события
Р12. Использует в речи вежливые обращения, различные интонации,
мимику соответственно содержанию
Р13. Правильно использует слова-обобщения (фрукты, овощи,
деревья, птицы, посуда, мебель)
Р14. Описывает положения предметов по отношению к себе («передо
мной на тумбочке»)
Р15. Правильно согласовывает слова предложениях, используя
предлоги
Р16. Свободно использует все части речи
Р17. Свободно использует сложные предложения в разных видов
Р18. Заменяет слова синонимами, подбирает эпитеты
Р19. Понимает разные значения многозначных слов
Р20. Составляет описание предметов по образцу
Р21. Составляет подробный структурированный рассказ по
картине/серии картинок
Р22. Рассказывает истории или случаи из жизни в правильной
последовательности событий
Р23. Может вести диалог (слушает, реагирует на высказывания,
отвечает, задает вопросы)
Р24. Говорит понятно (не только для близких, но и для посторонних
людей)
Р25. Отчетливо произносит слова, разделяет их в речи
Р26. Узнает первый звук в слове
Р27. Различает звуки в словах
Р28. Делит слова на слоги
Р29. Подбирает рифмы к словам
Р30. Способен следить за сюжетом длинного рассказа, сказки,
истории
Р31. Устанавливает связь между текстом и иллюстрациями в книге
Р32. Устанавливает связь между историями и собственным опытом
(«Я тоже видел…», «И у нас было…»)
Р33. Пересказывает сказки, истории, рассказы
Возраст
3
36
От 3 до 4 лет
От 4 до 5 лет
От 5 до 6 лет
От 6 до 7 лет
36
40
43
46
49
52
55
58
61
64
67
70
73
76
79
82
38
41
44
47
50
53
56
59
62
65
68
71
74
77
80
83
39
42
45
48
51
54
57
60
63
66
69
72
75
75
81
84
Р34. Заучивает стихи и читает их перед зрителями (другими детьми и
взрослыми)
Р35. Знает название некоторых детских литературных
произведении/любимых сказок и рассказов
Шаги развития
Х
Х1
Х2
годы
месяцы
Р36. Пытается читать
Р37. Может узнать по прочитанному взрослым отрывку произведение
детской литературы
Р38. Знает имена известных детских писателей и поэтов
Р39. Проявляет интерес к буквам, знает и различает начертания
некоторых букв
Р40. Пытается писать буквы
Р41. Пытается писать слова
Р42. Подбирает по буквам соответствующие слова
Р43. Знает написание отдельных слов (своего имени, названий
некоторых предметов)
Р44. Может писать слова и короткие предложения
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Музыка и танец
Х1.1. Играет на доступных музыкальных инструментах (бубен,
дудочка, ксилофон
Х1.2.Демонстрирует элементарные вокально-хоровые навыки (поет
вместе с другими детьми)
Х1.3. Знает названия некоторых музыкальных инструментов
Х1.4.Знает основные свойства звуков (высокие-низкие, громкиетихие)
Х1.5.Различает особенности звуков в музыкальном произведении
(высоту звучания, динамику)
Х1.6. Проявляет способность внимательно слушать музыкальные
произведения
Х1.7.Узнает знакомые мелодии при повторном их прослушивании
Х1.8. Способен повторить знакомую мелодию
Х1.9. Проявляет способность к сольному исполнению песен
Х1.10. Различает звучания некоторых музыкальных инструментов
Х1.11. Различает виды музыкального искусства (народные песни,
опера, эстрадные песни)
Х1.12. Знает имена некоторых известных композиторов
Х1.13. Выполняет заданные движения под музыку (притоптывает,
делает повороты туловища в такт)
Х1.14. Произвольно двигается под музыку (фантазийный танец)
Х1.15. Двигается под музыку, последовательно повторяя
определенные движения
Х1.16. Выполняет элементы танцев (народных и современных)
Х1.17. Выполняет танцевальные движения с различными атрибутами
(лентами, цветами, шарами)
Х1.18. Выполняет несложные перестроения по схеме танца под
руководством взрослого
Изобразительное искусство, конструирование и моделирование
Х2.1 Рисует простые изобразительные формы карандашами,
фломастерами, мелками
Х2.2 Подбирает подходящие цвета по образцу
Х2.3 Раскрашивает простые изобразительные формы
Х2.4 Отображает в рисунке заданную тему (предметы, персонажи,
сюжеты)
Х2.5 Проявляет способность рисовать по собственному замыслу
Х2.6 Рисует красками
Х2.7 Раскрашивает сложные изобразительные формы (не выходит за
контур)
Х2.8 Самостоятельно подбирает цвета, соответствующие
изображениям
Х2.9 Рисует сложные, насыщенные деталями изображения, отчетливо
передавая формы предметов
Х2.10 Рисует человека реалистично
Х2.11 Рисует с натуры
Х2.12 Лепит из пластилина/глины простые заданные формы
Х2.13 Лепит из пластилина/глины различные предметы, состоящие из
нескольких частей
Х2.14 Лепит из пластилина/глины фигурки животных, людей
Х2.15 Лепит из пластилина/глины фигурки и предметы, объединяет в
композиции
Х2.16 Делает простые аппликации из 3-5 готовых форм по образцу
Х2.17Самостоятельно вырезает из бумаги фигуры для аппликации по
контуру
Х2.18 Самостоятельно делает аппликации из нескольких фигур
Х2.19 Делает сложные аппликации в виде узоров
Х2.20 Делает аппликации по заданному или задуманному сюжету,
Возраст
3
36
От 3 до 4 лет
От 4 до 5 лет
От 5 до 6 лет
От 6 до 7 лет
36
40
43
46
49
52
55
58
61
64
67
70
73
76
79
82
38
41
44
47
50
53
56
59
62
65
68
71
74
77
80
83
39
42
45
48
51
54
57
60
63
66
69
72
75
75
81
84
самостоятельно подбирая цвета и формы
Шаги развития
Ф
Ф1
Ф2
годы
месяцы
Х2.21 Складывает/дополняет простую мозаику по образцу
Х2.22 Собирает простые пазлы из 6-8 частей
Х2.23 Самостоятельно складывает простую мозаику, подбирая цвета и
формы
Х2.24 Складывает сложную мозаику по образцу
Х2.25 Складывает пазлы различной сложности
Х2.26 Складывает сложную мозаику по задуманному рисунку
Х2.27 Строит из кубиков заданные объекты
Х2.28 Строит различные формы и объекты из песка (пирамиду, горку,
забор, башню)
Х2.29 Собирает детали простого конструктора в предметы (домик,
елочка, самолет)
Х2.30 Собирает из конструктора объекты различной сложности по
образцу
Х2.31 Собирает из конструктора различные объекты с
использованием схемы для конструирования
Х2.32 Самостоятельно строит композиции из песка (крепость, город)
Х2.33 Конструирует объекты из различных материалов с элементами
изобретательства
Х2.34 Знает материалы и инструменты для изобразительного
творчества и их особенности
Х2.35 Знает и различает основные жанры изобразительного искусства
Х2.36 Знает имена некоторых известных художников, скульпторов
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Крупная моторика
Ф1.1 Координирует движения рук и ног (хлопает в ладоши и
притоптывает, марширует)
Ф1.2 Удерживает равновесие, стоя на одно ноге не менее 15 секунд
Ф1.3 Может пройти строго по линии, не нарушая ее
Ф1.4 Может пройти по гимнастической скамейке, сохраняя
равновесие
Ф1.5 Может пройти по прямой линии спиной вперед не менее 4-6
шагов
Ф1.6 Может уверенно стоять на одной ноге
Ф1.7 Полностью контролирует свои движения
Ф1.8 Точно выполняет заданные упражнения во время зарядки
Ф1.9 Бегает, свободно сохраняя равновесие
Ф1.10 Лазает по спортивной лестнице вверх и вниз
Ф1.11 Прыгает, отталкиваясь двумя ногами, с продвижением вперед
Ф1.12 Пролезает в гимнастический обруч
Ф1.13 Перепрыгивает через препятствия высотой более 10 см
Ф1.14 Прыгает через скакалку
Ф1.15 Прыгает на одной ноге не менее 10 прыжков
Ф1.16 Прыгает в длину (до 1 метра)
Ф1.17 Выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед
Ф1.18 Бросает и ловит мяч двумя руками
Ф1.19 Бросает мяч одной рукой
Ф1.20 Отбивает мяч о землю
Ф1.21 Ловит маленький мяч
Ф1.22 Катается на трехколесном велосипеде
Ф1.23 Самостоятельно катается на санках с горки
Ф1.24 Катается на лыжах
Ф1.25 Катается на коньках/роликах
Ф1.26 Катается на двухколесном велосипеде/самокате
Ф1.27 Может плавать без поддержки
Ф1.28 Знает элементы спортивных игр и участвует в них
Мелкая моторика
Ф2.1 Вдевает веревку в кольцо
Ф2.2 Разбирает пирамидку и собирает ее с учетом величины колец
Ф2.3 Называет крупные бусины или пуговицы на нитку (шнурок)
Ф2.4Использует щипковый захват для действий с мелкими предметами
Ф2.5 Складывает мелкие предметы (камешки, пуговицы) в определенном
порядке
Ф2.6 Открывает и закрывает задвижки, замки, пользуется ключом
Ф2.7 Закручивает и откручивает мелкие предметы (детали игрушек,
конструктора)
Ф2.8 Самостоятельно вдевает шнурки в ботинки/кроссовки
Ф2.9 Нанизывает мелкие бусинки на ниточку
Ф2.10 Рисует прямую линию и круг по образцу
Ф2.11 Проводит прямую линию строго между двумя ограничительными
Возраст
3
36
От 3 до 4 лет
От 4 до 5 лет
От 5 до 6 лет
От 6 до 7 лет
36
40
43
46
49
52
55
58
61
64
67
70
73
76
79
82
38
41
44
47
50
53
56
59
62
65
68
71
74
77
80
83
39
42
45
48
51
54
57
60
63
66
69
72
75
75
81
84
линиями
Ф2.12 Складывает бумагу по заданным линиям
Ф2.13 Режем бумагу ножницами строго вдоль заданной линии
Ф2.14 Может аккуратно обрывать бумагу вдоль заданной линии
Приложение 1
Карты развития детей от 0 до 2 лет
Шаги развития
2
С
С1
• Социально-коммуникативное развитие
• • Эмоционально-личностная сфера
С1.1.Реагирует на лица людей
С1.2. Выражает первичные эмоции, проявляющиеся в
выражении лица (улыбается)
С1.3. Поддерживает зрительный контакт
С1.4.Выражает свои чувства при помощи звуков
С1.5.Узнает близких людей
С1.6.Проявляет ответную реакцию на эмоциональное
состояние взрослого
С1.7.Четко выражает свои эмоции (радуется, сердится,
реагирует плачем на резкий голос взрослого)
С1.8.Проявляет разнообразные мимические,
двигательные, голосовые реакции в соответствии со
своим эмоциональным состоянием
С1.9.Выражает удивление/восторг
С1.10.Проявляет радость/огорчение, связанные с
самостоятельными игровыми действиями
С1.11.Начинает понимать эмоциональные состояния
другого человека
С1.12.Сопереживает, сочувствует другим
С1.13.Проявляет сочувствие героям сказок, рассказов,
мультфильмов
3
4
5
Возраст (в месяцах)
1-й год
2-й год
6 7 8 9 1 1 1 1 1 2 2
0 1 2 5 8 1 4
3-й год
2 3 3 3
7 0 3 6
С1.14.Определяет и выражает словами чувства другого
ребенка («Аня боится», «Дима радуется»)
С1.15.Различает поощрение и порицание своих действий
взрослыми
С1.16.Проявляет чувство стыда
С1.17.Проявляет чувство гордости за себя (быстрее всех
оделся)
С1.18.Говорит о себе самом в первом лице – «я»
С1.19.Проявляет настойчивость в достижении
результата своих действий без помощи взрослого
С1.20.Может возобновлять прерванные действия
С1.21.Проявляет терпение и усидчивость (может
выполнять монотонные действия)
С2
• • Сфера коммуникации
С2.1.Инициирует общение со взрослым, привлекая его
внимание голосом или движением
С2.2.Реагирует действиями или эмоциями на общение со
взрослыми (улыбается, активно двигает руками и
ногами, протягивает руки к взрослому)
С2.3.Реагирут на свое имя
С2.4.Ищет утешения, если чем-то расстроен
С2.5.Выполняет простые просьбы («дай», «возьми»,
«помаши ручкой»)
С2.6.Следует указаниям взрослого
С2.7.Пытается подражать действиям взрослых
С2.8.Стремиться привлечь взрослого к совместным
действиям/игре
С2.9.Наблюдает за другими детьми
С2.10.Привлекает внимание другого ребенка голосом,
движением
С2.11.Играет «рядом» со сверстниками
С2.12.Защищает свою собственность
С2.13.Включается в игру с другими детьми (прятки,
догонялки)
С2.14.Обменивается игрушками с другими детьми
С2.15.Проявляеи готовность помочь сверстнику
С2.16.Делится с другими игрушками, угощением
С2.17.Выделяет среди сверстников тех, с кем ему
больше всего нравится общаться, играть
С2.18.Наблюдает за действиями сверстников и
подражает им
С2.19.Устанавливает контакт с незнакомыми детьми
С3
• • Сфера жизненной практики
С3.1.Внимательно рассматривает свои руки
С3.2.Берет в рот твердые продукты
С3.3.Держит бутылочку двумя руками без помощи
взрослого
С3.4.Пытается самостоятельно есть ложкой
С3.5.Пьет из чашки
С3.6.Уверенно есть ложкой
С3.7.Пытается есть вилкой
С3.8.Пытается есть и пить самостоятельно
С3.9.Пользуется салфеткой
С3.10.Указывает на части тела в ответ на вопрос
взрослого
С3.11.Узнает сам себя в зеркале
С3.12.Употребляет свое имя
С3.13.Проситься на горшок
С3.14.Самостоятельно пользуется горшком
С3.15.В основном контролирует мочевой пузырь
С3.16.В основном контролирует кишечник
С3.17.Знает назначение бытовых предметов (расчески,
щетки, полотенца)
С3.18.Обращается за помощью к взрослому для того,
чтобы помыли ему руки, почистили зубы
С3.19.Самостоятельно моет руки
С3.20.Самостоятельно умывается и чистит руки
С3.21.Самостоятельно пользуется расческой
С3.22.Обращается за помощью к взрослому, чтобы ему
помогли раздеться/одеться
С3.23.Знает, где храниться его одежда и обувь, приносит
их туда
С3.24.Может самостоятельно раздеться
С3.25.Самостоятельно расстегивает
пуговицы/молнию/липучки
С3.26.Пытается самостоятельно одеваться (может надеть
носки, футболку, свитер, штанишки, шапку)
С3.27.Самостоятельно застегивает
пуговицы/молнию/липучки
С3.28.Пытается самостоятельно приготовить еду (налить
молоко в стакан, положить сыр на хлеб, насыпь сахар в
чай)
С3.29.Самостоятельно моет чашку, блюдце, ложки
С3.30.Поливает цветы
С3.31 Пытается самостоятельно протирать
пыль/подметать пол
П
• Познавательное развитие
П1.С интересом рассматривает игрушки и другие
предметы
П2.Следит за перемещением предметов
П3.прислушивается к звукам, издаваемым игрушками,
окружающими предметами
П4.Берет предметы/игрушки в руки, обследует их
П5.Запоминает игрушки/предметы
П6.Может найти предмет среди других
П7.Узнает предметы на картинках (может показать их по
просьбе взрослого)
П8.Заменяет предметы символами (использует символы
в игре)
П9.Может выбрать из ряда картинок две
одинаковые/похожие
П10.Различает понятия «большой», «маленький»
П11.Различает понятия «один», «мало», «много»,
«ничего»
П12.Может выделить количество «один», «много»
П13.Понимает соотношение «больше-меньше»
П14.Различает понятия «длинный», «короткий»
П15.Проводит сравнения «длиннее-короче», используя
прием наложения
П16.Знает понятие «половина» (половина яблока)
П17.Различает понятия «быстро», «медленно»
П18.Различает понятия «вверху», «внизу», «впереди»,
«позади»
П19.Различает тактильные свойства предметов (мягкий,
твердый, колючий, гладкий)
П20.Различает размеры предметов, может сортировать
предметы по размеру
П21.Различает форму предметов, может сортировать
предметы по форме (4-6 форм)
П22.Различает цвет предметов, может сортировать
предметы по цвету (основные цвета)
П23.Выстраивает последовательность из предметов
(например, от меньшего к большему)
П24.Подбирает и подгоняет формы друг под друга
(вставляет шаблоны форм в прорези)
П25.Различает вес предметов (тяжелый, легкий)
П26.Классифицирует предметы по двум признакам
П27.Пытается определить назначение предметов
П28.Пытается установить принцип действия предметов
опытным путем
П29.Проявляет интерес к устройству предметов
П30.Различает материалы, из которых изготовлены
предметы (деревянный, бумажный, стеклянный,
металлический)
П31.Сортирует предметы по категориям (фрукты,
посуда, цветы и т.п.)
П32.Понимает ход времени в распорядке дня (утро-деньвечер-ночь)
П33.Знает названия времен года, главные различия
между ними
П34.Знает и различает по внешнему виду некоторые
овощи и фрукты
П35.Различает отдельные явления природы (снег, дождь,
град, ветер)
П36.Знает и называет некоторых животных
П37.Наблюдает за птицами, насекомыми, рыбками в
аквариуме
П38.Знает названия некоторых цветов/деревьев
П39.Знает имена членов своей семьи
П40.Знает название своего города
П41.Згает название улицы, на которой живет
Р
•Речевое развитие
Р1.Реагирует на человеческую речь
Р2.Гулит (звуки «ооо», «ааа»)
Р3.вокализирует/лепечет
Р4.Ясно понимает свое имя
Р5.Адекватно реагирует на слова и фразы, которые
сопровождаются жестами и мимикой («Где мама?»)
Р6.Знает названия окружающих предметов и игрушек,
показывает их по просьбе взрослого
Р7.Повторяет цепочки звуков («ба-ба-ба»)
Р8.Подражает звукам
Р9.Произносит сочетания слогов
Р10.Имитирует слова
Р11.Произносит слоги/слогосочетания, соотнося их с
конкретным лицом, действием, предметом
Р12.Осознанно использует слова «мама», «папа»
Р13.Говорит не менее 12 слов
Р14.Говорит не менее 30-40 слов
Р15.Комбинирует слова
Р16.Понимает слова, обозначающие способы
передвижения («бегает», «летает», «плавает»)
Р17.Говорит о своих действиях
Р18.Может выражать просьбы и желания
Р19.Использует в речи различные интонации
Р20.Строит короткие предложения из 2-3 слов
(«телеграфная речь»)
Р21.Говорит до 300 слов
Р22.Строит отдельные предложения из 4 и более слов
Р23.Сопровождает действия речью
Р24.Во время игры разговаривает сам с собой
Р25.Употребляет имена прилагательные
Р26.Говорит целыми предложениями из 3 и более слов
Р27.Употребляет глаголы
Р28.Пытается строить сложные предложения
Р29.Пытается рассказывать о каких-либо событиях
Р30.Говорит понятно (не только для близких людей, но и
посторонних)
Р31.Спрашивает: «Почему?»
Р32.Пытается объяснять причины событий
Р33.Охотно слушает детские стишки, потешки
Р34.Охотно слушает сказки, истории, рассказы
Р35.Заучивает короткие стишки с помощью взрослого
Р36.Говорит о том, что видит на картинке
Р37.Пытается пересказывать сказки, истории, рассказы
Р38.Может устанавливать связь между историями,
рассказами
Р39.Проявляет интерес к буквам как символам,
отражающим определенную информацию
Р40.Знает и различает начертания некоторых букв
Р41.Складывает из букв свое имя
Х
Х1
• Художественно-эстетическое развитие
• • Музыка и танец
Х1.1.Внимательно слушает детские песенки и музыку
Х1.2.Прислушивается к звукам, издаваемыми
различными музыкальными инструментами
Х1.3.Узнает знакомые мелодии
Х1.4.Подражает звукам музыкальных инструментов
Х1.5.Пытается играть на доступных детских
музыкальных инструментах
Х1.6.Поет вместе с другими детьми на музыкальных
занятиях
Х1.7.Хлопает в ладоши в такт музыке
Х1.8.Выполняет заданные движения под музыку
Х1.9.Произвольно двигается под музыку (фантазийный
танец)
Х2
• • Изобразительное искусство, конструирование и моделирование
Х2.1.Рассматривает картинки
Х2.2.Обводит пальчиком нарисованные изображения
Х2.3.Рисует простые изобразительные формы
карандашом
Х2.4.Рисует различные изобразительные формы
карандашом, фломастером или мелком
Х2.5.Подбирает подходящие цвета по образцу
Х2.6.Раскрашивает простые изобразительные формы
карандашами, фломастерами (пытается попасть в
контур)
Х2.7.Пытается пользоваться красками
Х2.8.Раскрашивает простые изобразительные формы
красками
Х2.9.Рисует простые изображения красками
Х2.10.Пытается раскрашивать сложные
изобразительные формы
Х2.11.Отображает в рисунке заданную тему
Х2.12.Отображает в рисунке придуманный им самим
сюжет
Х2.13.Лепит из пластилина/глины простые заданные
формы
Х2.14.Пытается лепить из пластилина/глины цветы,
фигурки животных
Х2.15.Делает куличики из песка
Х2.16.Строит простые формы из песка (пирамидка,
горка)
Х2.17.Пытается строить сложные формы и объекты из
песка (домик, забор, башня)
Х2.18.Самостоятельно играет с кубиками (строит что-то
не по образцу)
Х2.19.Строит из кубиков заданный объект
Х2.10.Может собрать простой пазл из 6-8 частей
Х2.21.Дополняет начатую мозайку по образцу
Х2.22.Самостоятельно складывает простую мозайку
Х2.23.Собирает детали простого конструктора в
предметы (домик, подъемный кран)
Ф
Ф1
• Физическое развитие
• • Крупная моторика
Ф1.1.Поднимает голову и грудь, держит голову прямо
Ф1.2.Переворачивается с бока на бок
Ф1.3.Переворачивается со спины на живот и обратно
Ф1.4.Сидит без поддержки
Ф1.5.Ползает в различных направлениях
Ф1.6.Передвигается на четвереньках
Ф1.7.Поднимается на ноги, держась за опору
Ф1.8.Стоит с поддержкой
Ф1.9.Стоит свободно без поддержки
Ф1.10.Ходит с помощью взрослых
Ф1.11.Ходит самостоятельно
Ф1.12.Приседает
Ф1.13.Бегает
Ф1.14.Подпрыгивает на месте, отталкиваясь двумя
ногами
Ф1.15.Перепрыгивает через черту (веревочку)
Ф1.16.Перелезает через небольшие препятствия
Ф1.17.Преодолевает ступеньку
Ф1.18.Поднимается и спускается по лестнице
приставными шагами
Ф1.19.Поднимается и спускается по лестнице
переменными шагами
Ф1.20.Лазает по лестнице (спортивной, игровой)
Ф1.21.Катит мяч
Ф1.22.Бросает мяч
Ф1.23.Толкает мяч ногой
Ф1.24.Подбрасывает мяч над головой двумя руками
Ф1.25.Ловит мяч активным захватом
Ф1.26.Хлопает в ладоши
Ф1.27.Координирует движения рук и ног в такт (хлопает
в ладоши и притопывает ногами)
Ф1.28.Может ходить по линии
Ф1.29.Удерживает равновесие, стоя на одной ноге до 1015 секунд
Ф1.30.Выполняет заданные упражнения во время
зарядки
Ф1.31.Скатывается с горки
Ф1.32.Катается на трехколесном велосипеде
Ф1.33.Катается на лыжах/коньках
Ф1.34.Самостоятельно раскачивается на качелях
Ф2
• • Мелкая моторика
Ф2.1.Удерживает кольцо
Ф2.2.Хватает предмет (погремушку)
Ф2.3.Берет предмет, применяя ладонный захват
Ф2.4.Берет предмет, находящийся на расстоянии,
вытянутой руки
Ф2.5.Перекладывает предмет из одной руки в другую
Ф2.6.Берет предмет, применяя «пинцетный захват»
(большим и указательным пальцами)
Ф2.7.Держит в руке несколько предметов одновременно
Ф2.8.Вставляет один предмет в другой (например,
шарик в стакан)
Ф2.9.Ставит несколько кубиков друг на друга
Ф2.10.Складывает и соединяет предметы (матрешка, 2-3
кольца пирамидки)
Ф2.11.Разбирает и собирает пирамидку из 5-7 колец
Ф2.12.Закручивает и откручивает предметы
Ф2.13.Вынимает предметы из упаковки/емкости и
складывает их обратно (кубики в коробку)
Ф2.14.Вдевает веревку в кольцо
Ф2.15.Нанизывает крупные бусины или пуговицы на
нитку (шнурок)
Ф2.16.Переливает жидкость из одной емкости в другую
Ф2.17.Использует «щипковый захват» для действий с
мелкими предметами
Ф2.18.Раскладывает и складывает мелкие предметы или
детали предметов
Ф2.19.Держит пальцами карандаш или мелок
Ф2.20.Рисует каракули
Ф2.21.Рисует прямую линию по образцу
Ф2.22.Рисует круг по образцу
Ф2.23.Перелистывает страницы книги по одной
Ф2.24.Разворачивает небольшой предмет (конфету)
Ф2.25.Сгибает лист/полоску бумаги
Выводы и рекомендации
Возрастной
Выводы и рекомендации по корректировке траектории развития (при
период (мес.) необходимости)
3
6
9
12
15
18
21
Ф.И.О. и должность
наблюдателя
24
27
30
33
36
Приложение 3
Согласие родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
на обучение по адаптированной образовательной программе
дошкольного образования
Заведующему МДОУ «Детский сад
«Левушка»
Ю.В. Болдышевской
__________________________________
__________________________________
(ФИО родителя (законного представителя))
Адрес
места
жительства:
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
(индекс, адрес полностью)
Адрес электронной почты для связи с
заявителем:________________________
Телефоны заявителя:
__________________________________
Согласие
родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на обучение
по адаптированной образовательной программе дошкольного образования
Прошу организовать обучение моего ребенка (сына, дочь)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(указать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), дату рождения ребенка)
по адаптированной образовательной программе дошкольного образования на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(прилагается)
__________________________________________________________________
(указать дату, номер заключения психолого-медико-педагогической комиссии, кем выдано)
Заявитель________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ФИО родителя (законного представителя) полностью)
_________
(подпись)
Дата ____ ______________ 20 _____.
Приложение 4
МДОУ «Детский сад «Левушка»
ТРАЕКТОРИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
________________________________
_________________________________
_________________________________
Воспитатель
_________________
____________________
___________________
Начата:___________________
Закончена:___________________
пгт В.Синячиха
Карта индивидуального развития
ребенка – дошкольника.
ФИО ребенка: ....................................................................................
Дата рождения: ..................................................................................
Дата поступления в ДОО: ................................................................
1. Раннее развитие..............................................................................
............................................................................................................
............................................................................................................
............................................................................................................
2. Индивидуальные особенности (тип темперамента)
............................................................................................................
............................................................................................................
3. Перенесенные заболевания......................................................
......................................................................................... ...................
............................................................................................................
4. Физическое развитие. Группа здоровья, диагноз
............................................................................................................
............................................................................................................
5. Наблюдения специалистами и рекомендации........................
............................................................................................................
............................................................................................................
............................................................................................................
............................................................................................................
............................................................................................................
............................................................................................................
6. Социальный статус семьи........................................................
.......................................................................................................
.......................................................................................................
.......................................................................................................
Выводы и рекомендации.
(возраст, группа)
Воспитатель__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Учитель-логопед
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Инструктор по ФК
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Музыкальный руководитель
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Ознакомлен (Родители (законный представитель))
___________________
подпись
«_____» ____________20
Г.