Дети ОВЗ. Дети - инвалиды.

О коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми

инвалидами в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

1.      Кто является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 2, п. 16

 

2.      Как получить статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья?

Родителям необходимо обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию, где будет проведено психолого-педагогическое обследование ребенка для получения заключения с рекомендациями по созданию специальных условий обучения и воспитания в образовательной организации и установления статуса ОВЗ. 


3.      Какие     специальные     условия    могут     быть    созданы     в     образовательной организации?

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, указанные в заключении ПМПК, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

 

4.      Является ли ребенок-инвалид ребенком с ОВЗ?

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы».

Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для получения статуса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо пройти освидетельствование на ПМПК. Зачастую дети, имеющие соматические заболевания, не нуждаются в создании специальных условий обучения. При отсутствии заключения ПМПК ребенок-инвалид обучается по общеобразовательной программе.


5.      По каким программам могут обучаться дети с особыми образовательными потребностями (обучающиеся с ОВЗ)?

Образовательные организации реализуют следующие адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП):

 

·         АООП для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей.

·         АООП для слепых, слабовидящих детей.

·         АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи.

·         АООП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

·         АООП для детей с задержкой психического развития.

·         АООП для детей с умственной отсталостью.

·         АООП для детей с расстройствами аутистического спектра.

·         АООП для детей со сложными дефектами.

 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.79

 

6.      Где могут обучаться дети с ОВЗ?

Образование обучающихся с ОВЗ осуществляется как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных организациях для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.79

Условия обучения в таких организациях обеспечиваются в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии согласно Положению о ПМПК, утвержденному приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

 

7.      Каков порядок приема на обучение детей с ОВЗ?

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293, и начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, и осуществляется на основании:Хочу такой сайт

-   личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;

-   заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий обучения.

 

8.      Чем может помочь ПМПК при организации обучения детей с ОВЗ?

Психолого-медико-педагогическая комиссия, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей решает вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том


числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, разрабатывает рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого- медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования, в том числе относительно диагностического периода обучения в образовательной организации и проведения государственной итоговой аттестации.

9.      Каковы направления деятельности ПМПК?

 

В функции ПМПК входит:

-     психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 0 до 18 лет (в отдельных случаях возраст ребенка может быть увеличен) в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

 

-    подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-медико- педагогической помощи и организации обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

 

-        оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

 

-        оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

 

-    осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

 

-    участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

 

-     осуществление мониторинга учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей детей).

 

Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».


10.      Является ли решение ПМПК обязательным и для кого?

В соответствии с пунктом 23 Положения заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

11.      Каков срок действия заключения ПМПК?

Заключение комиссии действительно для представления в вышеуказанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

В случае непредставления родителями заключения комиссии в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания необходимо повторное прохождение ребенком комиссии для получения рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

12.      В каких случаях нужно повторно проходить ПМПК?

При представлении родителями заключения комиссии повторное обследование в комиссии проводится в случае необходимости уточнения или изменения ранее данных рекомендаций по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Кроме того, ПМПК в своем заключении может указать конкретный срок проведения повторного обследования ребенка.

  

13.      Для чего детям-инвалидам нужно проходить ПМПК?

С целью обеспечения межведомственного взаимодействия федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности Минтрудом России издан приказ от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико- социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями». Приказом предусматривается, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы организуют взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями в целях координации действий по освидетельствованию детей, в том числе по обмену информацией, для повышения объективности принимаемых решений по установлению инвалидности и разработке оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».